В ДОУ создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:
• В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
• Для организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья имеются: оборудованный логопедический кабинет, музыкальный и физкультурный залы, два кабинета психолога, сенсорная комната.
• Коррекционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе адаптированной основной образовательной программы.
• Воспитанники с ОВЗ пользуются следующими техническими средствами коллективного и индивидуального пользования: музыкальный центр, телевизор, мультимедийный проектор, ноутбук, микрофон, фотоаппарат.
• Кабинет учителя- логопеда содержит:
— материалы и игры по темам;
— зеркало с лампой дополнительного оснащения;
— комплект зондов для постановки звуков;
— дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;
— картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
— логопедические альбомы для обследования;
— предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
— настольно-печатные дидактические игры;
— алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
— логопедический комплекс навесной;
— зеркало логопедическое с отверстие;
— наборы для стимуляции и массажа определенных речевых зон;
— методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.
Пространство кабинета разделено на следующие зоны:
• Артикуляционная – настенное и индивидуальные зеркала, плакаты с артикуляционной гимнастикой и т.д.
• Зона дыхания – игры, упражнения и материалы для развития речевого дыхания.
• Зона развития слухового восприятия – музыкальные инструменты, игрушки, картинки с эмоциями.
• Зона развития общей моторики – пособия, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.
• Методическая зона – конспекты, библиотека методической литературы.
• Зона развития лексики и грамматики – серии наглядных картинок для развития связной речи, наглядно-дидактические пособия, настенная азбука, картотеки (чистоговорки, скороговорки и т.д.).
• Мотивационная зона. В наличии предметы-поощрения за успехи ребенка. Это могут быть наклейки, медали и т.д.
• Каждый из кабинетов педагога - психолога содержит:
• Сортировщик - Цвет и высота 25 элементов, 5 элеентов;
• Домино "Геометрические фигуры", «Животные», «Фрукты», «Игрушки»; «Транспорт», «Фрукты-ягоды» и т.п.;
• Доски-вкладыши различной тематики;
• Кубики, лото;
• Деревянные пирамиды;
• Тренажёр мозжечковой стимуляции "БАЛАМЕТРИКС" - полный комплект (МАКСИ);
• Классическая юнгианская песочница с крышкой, на телескопических ножках;
• Головоломка BONDIBON Smart Games Цветовой код;
• Ортопедические коврики;
• Комплект кубики Никитина "Сложи узор" + 3 альбома заданий (2-8 лет);
• Круги Никитина. Уровень 1;
• Круги Никитина. Уровень 2;
• Рамка-вкладыш Woodland Монтессори паутинка (081102), 18 дет.;
• Головоломка BONDIBON Smart Games Застенчивый Кролик;
• Лабиринт Полушарные доски;
• Набор Фребеля «Для самых маленьких»;
• Набор настольных игр Айрис-Пресс IQ лото Половинки;
• Набор настольных игр Айрис-Пресс IQ лото Линии и контуры;
• Набор настольных игр Айрис-Пресс IQ лото Орнаменты;
• Набор настольных игр Айрис-Пресс IQ лото Счет и фигуры;
• Набор настольных игр Айрис-Пресс IQ лото По грибы, по ягоды;
• Сортер Животные;
• Сортер Фрукты-овощи
• Логика-Комодик Бытовая техника;
• Логика-Комодик Фрукты
• Логические палочки Репка;
• Рамка - пазл Что ты видишь на картинке? Животные;
• Игра Доски Сегена Животные;
• Игра логическая Замочки и ключики;
• Доска магнитная Рисование с фигурками;
• Игры на развитие внимания, памяти;
• Игра Кто что ест из фетра;
• Набор домашних животных "Я играю в зоопарк";
• Рамка-вкладыш Ассоциации;
• Развивающее пособие из дерева Секретики "Я познаю мир";
• Сортер «Накорми меня»;
• Игровой набор фигурок "Моя семья, с домиками для сортировки" (52 элемента);
• Мячи массажные;
Созданная в детском саду сенсорная комната помогает снимать психоэмоциональное напряжение, нервное возбуждение и тревожность, снижает беспокойство, агрессивность, активизирует мозговую деятельность. Для детей с ограниченными возможностями необходимы особые условия организации предметно-развивающей среды.
Сенсорная комната – это маленький рай, где все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Лежа в «сухом бассейне» или на мягких пуфиках, в атмосфере медленно плывущего света, под успокаивающую музыку, ребенок словно попадает в сказку. В такой комнате создается ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности.
Сенсорная комната представляет собой помещение, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее. Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Обстановка сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния у детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для продуктивной и творческой деятельности детей и сотрудников ДОУ в образовательно-воспитательном процессе задействована 22 единицы технического средства обучения:
ТСО:
• Телевизоры – 15;
• Мультимедийный проектор – 2;
• Музыкальный центр – 17;
• Акустическая система - 1
• Компьютеры - 3;
• МФУ - 4
• Ноутбук – 4;
• Ламинатор - 1;
• Фотоаппарат - 1.
В группах и на детских площадках коллективом и родителями (законными представителями) ДОУ создана развивающая предметно – пространственная среда, которая:
• даёт возможности для расширения опыта эмоционально – практического взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для ребёнка сферах жизни и деятельности;
• позволяет включить в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы, а также индивидуально каждого ребёнка;
• стимулирует к реализации своих способностей, проявлению• самостоятельности, инициативности;
• даёт возможность уверенно чувствовать себя детей с индивидуальным темпом развития (опережающим или замедленным).
В группах раннего и дошкольного возраста функционируют центры:
• сенсорного развития, оборудованные традиционным и нетрадиционным материалом, фабричным и изготовленным руками педагогов и родителей воспитанников;
• интеллектуально-познавательные, содержание которых развивает у детей интеллектуальные способности и познавательный интерес: «Юный эколог и исследователь», «Игра и профессия», «Стратеги – шахматисты», «Читатели – мечтатели - изобретатели», «Герои России», «Скоро в школу», «Заниматикаматематика», «Речецветик», «Мир вокруг нас» и другие;
• опытно-экспериментальной деятельности (мини-лаборатории);
• речевой активности;
• театра и драматизации, оборудованные как традиционными играми и пособиями, развивающими речь и коммуникативную сферу детей, так и нетрадиционным и авторским материалами;
• конструктивно-строительные;
• сюжетно-ролевых игр;
• продуктивной художественной деятельности для самостоятельной и совместной художественной, творческой деятельности детей; по плану организовываются выставки детских творческих работ и продуктов совместной деятельности детей и взрослых.
В методическом кабинете ДОУ функционирует библиотека методических пособий искусствоведческой направленности; библиотека детских книг для изучения стилистических особенностей творчества художников – иллюстраторов, а так же ознакомления с книжной графикой. Налажено сетевое взаимодействие с центральной районной библиотекой: посещение библиотеки детьми старшего дошкольного возраста, работа «передвижной библиотеки» для детей младшего и среднего дошкольного возраста. В группах ведётся работа тематических выставок для детей и родителей по творчеству писателей, художников-иллюстраторов (по утверждённому плану выставок). В рекреации первого этажа создан уголок «Почитай-ка», где помимо тематических занятий с детьми проходят конкурсные мероприятий, создана зона буккроссинга – специализированные места, где каждый ребёнок может взять книгу для домашнего прочтения.